Фемида

Фемида

«Фемида»
Бивень мамонта двух цветов, морёный дуб
Высота 32 см. с подставкой из базальта

1997 г.

(Из книги)
Как-то учитель дал мне огромный кусок морёного дуба, извлечённого из Десны неподалёку от мастерской. Дуб пролежал в реке 70 лет, был чёрного цвета с огненными прожилками. Как раз в это время фирма «Артекс», о которой я уже упоминал, заказала мне фигуру Фемиды. Фигура нужна была для подарка какому-то важному лицу.
Фирма «Артекс», по словам её директора, пыталась возродить стиль Арт Деко. Если пустить в ход тяжеловесную терминологию искусствоведов, называть фамилии архитекторов и художников, жанры и стили, в которых я сам не разбираюсь, вряд ли мне удастся объяснить, а главное, понять само-му, что это такое. «Монументальная утяжелённая форма с изощрённым украшательством», – так пишут в энциклопедиях. «Совмещение несовместимого», – так говорят специалисты. «Сегодня термин Арт Деко стал синонимом эффектности», – настаивают искусствоведы.
В общем, Арт Деко остаётся загадкой. Но одно я понял почти наверняка: в Арт Деко ничего не канонизировано, и если нужно ввернуть модное словечко для обозначения сферы твоего творчества, – Арт Деко встретит тебя с распростёртыми объятиями. Думаю, для художника всё равно, как назовут стиль, в котором он работает, но коммерческой структуре, очевидно, это необходимо.

 

.
В фирме ориентировались на работы Фаберже, а также на скульптуру европейских мастеров тридцатых–пятидесятых годов ХХ века, где одежды фигур были изготовлены из чёрной бронзы, а оголённые части тела – из слонового бивня. На мой взгляд, это было безупречное сочетание. Однако, с расширением движения «Greenpeace» изделия из слоновой кости стали для ценителей искусства «mauvais ton». Тогда на смену бивням слона пришли бивни мамонта.
Одна скульптура Фемиды, сделанная в бронзе известными украинскими художниками, уже была забракована. Я не был известным художником, и поэтому мне нужно было как-то соригинальничать. Поскольку на полный рост у меня бивня не было, а бронзой я не занимался, решил удивить заказчиков, выполнив скульптуру в технике комбинирования кости двух цветов с деревом. Директор был не просто удивлён, он был ошарашен. Но не совмещением бивня с дубом.
– Как можно было сделать богиню правосудия проституткой? – кричал он.
Я попытался оправдаться тем, что в общем-то, на сегодняшний день, это где-то близко. Заказ не был принят, и «Фемиде» суждено было ещё два года предлагать свои услуги на выставках и переводить дух на серванте, пока не появился покупатель, которому, несмотря на неоднозначное прочтение моей скульптуры, богиня пришлась по душе.


 

next