Шахматы «Восстание Спартака»


По мотивам романа Говарда Фаста «Спартак».
Использованы материалы экранизации романа С. Кубриком.
Авторы проекта: У. Эпштейн, И.Эпштейн.



Величко Минской. Памятник Спартаку в Болгарии

 

О Спартаке (Из книги)
Угнетение человека человеком рано или поздно приводит к возмущению угнетённых. Если правящие силы не слышат народ, возмущение перерастает в бунты, восстания, революции. Однако революции, даже победные, в подавляющем большинстве приводят к многочисленным человеческим жертвам и масштабным разрушениям. Как относится к революционерам? Я не говорю о политиках, которые используют возмущение масс в своих интересах – это преступники. Речь идёт о тех революционерах, которые честно верят, что сража-ются за правду, жертвуя в этой борьбе жизнью.
Я не смог для себя решить этот вопрос. Отдать свои жизни, чтобы потомки поменялись местами с эксплуататорами или быть домашним скотом у власть имущих? Видимо, должен быть третий вариант, мудрый и бескровный, и его нужно искать.
В 1951 году мой отец защитил с отличием университетский диплом на тему: «Творчество Говарда Фаста». В этом же 1951-м Фаст написал роман «Спартак», начатый им в тюрьме, а в 1960 – участвовал как сценарист в его экранизации.
Именно отец предложил мне «поставить» восстание Спартака в шахматной партии. Я с удовольствием согласился: сильнейшее впечатление от киноленты американского режиссёра Стенли Кубрика с Кирком Дугласом в роли Спартака не ос-лабло за многие десятилетия. И хотя у меня не бы- ло однозначного отношения к героике революций, партия мне представлялась очень интересной.
Спартак – вождь самого невероятного по мощи и последствиям восстания рабов в Римской республике. С одной стороны, этот человек овеян славой, которая беспрепятственно пронизала более двадцати веков. С другой – существует немало исследований, где Спартак рассматривается как дезертир и изменник Римской республики, которой он присягал на верность.
Писатели и художники всех времён касались темы восстания Спартака. И несмотря на различия в материалах Плутарха и Аппиана, расхождения в художественных интерпретациях Рафаэлло Джованьоли и Говарда Фаста, разные творческие палитры Стенли Кубрика и Арама Хачатуряна и даже полярные результаты современных исследователей, суть не изменилась: в семидесятые годы до н. э. произошло феноменальное событие – восстание рабов, которое переросло в вооружённое противостояние армии великой Римской республики и представляло реальную угрозу правящему режиму Рима.
Если не углубляться в политические интриги того времени, то приблизительно произошло следующее. В 73 г. до н. э. 78 рабов-гладиаторов бежали после раскрытого заговора из гладиаторской школы Лентула Батиата на гору Везувий. Под руководством нескольких лидеров, в том числе уро-женца Фракии (нынешней Болгарии) Спартака, им удалось создать вооружённый отряд, который затем перерос в 120-тысячную армию, где кроме воинов были также женщины, дети и старики. То есть по существу, было организовано нечто большее, чем армия, – кочевое военизированное общество. Главнокомандующим армии сопротивления стал Спартак. Римский сенат был очень встревожен, а затем и напуган успехами восставших рабов. Смяты патрули и милиция, отряды преторов Клодия и Вариния. В нескольких боях были разбиты и легионы Марка Красса.
Но разногласия в конечных целях революционного движения внутри армии Спартака привели к расколу, в то время как римская армия объединила усилия Красса, Лукулла и Помпея. В 71 г. до н. э. после ожесточённых кровопролитных сражений народное восстание, охватившее всю южную Италию, было подавлено. В последнем бою, предположительно, погиб и Спартак, хотя тело его найдено не было. Помпей и Красс использовали свои военные успехи в политических целях, что в конечном счёте привело к превращению Римской республики в Римскую Империю. Сильно пострадала экономика, особенно, сельское хозяйство, более 100 тысяч человек погибло.
Мог ли Спартак одержать победу, и что было бы потом? Тема для научных исследований.
Понятно одно – сильная неординарная личность способна изменить ход истории, если, конечно, принять, что таковой существует.


Шахматы «Восстание Спартака»
Высота фигур 9,5 –15 см с подставками.
Материалы: бивень мамонта, клык моржа, эбеновое дерево, перламутр, золото, серебро.
Ювелирные работы Владимира Высоцкого. 2003 г.
Шахматный стол был изготовлен через несколько лет после окончания партии.
Стол будет представлен в конце статьи


Белые фигуры – римляне: король – Марк Лициний Красс, королева – Елена, офицеры – центурионы

Белые фигуры – римляне: кони – знаменосцы в львиных шкурах, ладьи – политик Гракх и владелец школы гладиаторов Батиат.

Чёрные фигуры – армия Спартака: король – Спартак, ферзь – жена Спартака Варинья, офицеры – ретиарии.

Чёрные фигуры – армия Спартака: кони – разведчики в медвежьих шкурах, ладьи – сигнальщик и барабанщик.


Белые пешки – римские легионеры


Чёрные пешки – гладиаторы


Многое в этой партии не удалось. Неудовлетворённость техническим исполнением заставила меня вернуться к «Спартаку» через несколько лет, чтобы исправить ошибки и сделать партию более эффектной. За это время расширился мой технологический арсенал – я увлёкся комбинированием фрагментов бивня

двух контрастных оттенков и даже придумал модное название: техника три «Т». 3T – two tusk’s tones – два тона бивня. На контрасте и по аналогии с 3D – звучание 3Т должно передавать мягкое усиление объёма. И партия «Восстание Спартака 2» будет сделана именно в этой технике. Но об этом позже.