О скульптуре

 

Фигура как шифр,

Как загадка от Бога,

поэтика цифр,

арифметика

слога

 

Зачем ваятель останавливает миг,

Зачем живое облачает в камень?

К чему застывший, молчаливый мир,

В котором дышит только память?

Недвижен образ

лишь мгновенье

И бессловесен только для глухих

Всмотрись, услышь тревогу поколений

Набат войны, свет счастья, нежной страсти стих

В металле, мастер, камне, дереве, кости

Не заточал, а высекал дыханье,

Чтоб память не стиралась, чтоб спасти

Ковчег в бурлящем океане

 

Mammoth

О скульптуре, её жанрах, задачах, техниках, влияниях, сказано так много, что я постараюсь говорить, только об особенностях её изготовления из бивня мамонта. Надеюсь, таким образом избежать повторений – ведь скульптура из кости не так распространена, как бронзовая, деревянная или каменная, а литературы о резьбе по бивню мало.
Всё, что вырезается из кости – это, как говорят теперь в связи с развитием 3D графики, физически трёхмерные объекты, и, по определению, является скульптурой. Но, отделив шахматы как некую сценическую постановку с многочисленными персонажами в одной работе, нэцкэ как отдельный пласт культуры, рельефы, бижутерию и реставрационные работы, которыми я почти не занимаюсь, будем говорить о круглой (т.е., предназначенной для кругового обзора) скульптуре высотой 15-50 см.
Есть несколько основных специфических моментов изготовления скульптуры из бивня. Бивень – живой материал, который находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, и, если хотите, с окружающими людьми. Я слышал о подобных свойствах некоторых камней и даже видел результаты такого взаимодействия в жемчуге.
Бивень склонен к трещинообразованию. Конечно, есть правила, которые, позволяют бороться с этой бедой в условиях мастерской, есть также правила и для хранения готового изделия. Но не бывает правил без исключений, и мастер никогда не сможет переубедить заказчика в том, что трещина на изделии, за которое покупатель заплатил неразорванными купюрами, может быть хоть как-то оправдана, а тем более – негативной биоэнергетикой владельца.

Несмотря на то, что бивень выбирается очень тщательно: разглядывается, простукивается, обнюхивается, а иногда даже просвечивается, мастер не застрахован от «сюрпризов». Они возникают во время резьбы в виде внутренних пузырей, утолщения канала нерва (по центру бивня, как и любого зуба, проходит нерв), неожиданных цветных включений и т.п. В таких случаях оказывается важным, будет ли работа изготовливаться по собственному проекту мастера или по утверждённому эскизу.
Безусловно, хорошо, когда есть заказы. Но работа «на заказ» часто заставляет вгонять бивень в прокрустово ложе идеи клиента, переламывая кости не рождённой, но жившей в этом куске, скульптуре и перемалывая в стружку плотные «живые» массивы. В то же время, на поверхности могут оказаться те самые непредвиденные дефекты, которые можно было бы обойти. Бывают и счастливые случаи, когда заказчик доверяет твоему вкусу, и ты работаешь «от куска», который своей формой, цветом, расположением трещин и раковин сам подсказывает сюжет, иногда уточняя или даже меняя его в процессе работы.
Вообще, я стараюсь сразу ознакомить нового заказчика с особенностями бивня. Если идея исходит от клиента, то сначала подбирается кусок по размеру и форме, а затем проект может быть скорректирован под конкретный, имеющийся в наличии, фрагмент.
В шахматах проблема трещин присутствует, но не в такой степени: многие дефекты уходят на периферию при раскрое, т.к. шахматные фигуры вырезают, в основном, из четверти, а скульптуру – из половины или круглого бивня. Кроме того, чем меньше массивы, тем меньше напряжения.

Фрагменты бивней со сколами от экскаватора



Скульптуру я стараюсь размещать в соответствии с естественным ростом бивня: наибольший размер – по высоте, наименьший – по глубине, сужение бивня – снизу вверх. Не допускаю, чтобы глубина композиции была больше ширины, называю такое построение «паровозом», так как в главном (фронтальном) ракурсе такая композиция напоминает железнодорожный состав спереди, когда за локомотивом не видны вагоны, наполняющие движение локомотива содержанием. Это правило касается, правда, любого материала.

Стараюсь избегать «лежачих» постановок, когда ширина больше высоты. Особенно, если стоит задача придать композиции монументальность. На мой взгляд, грациозность, величественность наиболее эффектно передаются восходящими S-образными линиями построения.
Направление сужения бивня по высоте несущественно, просто нужно помнить об этом при обработке, так как сколы от фрез происходят при резьбе «против» направления роста бивня.

Идеальный «масляный» бивень


Применяю переворот бивня с «ног на голову», когда фигуру нужно сделать визуально лёгкой, то есть малым основанием воображаемой трапеции вниз.
И в скульптуре, и в шахматах, я стараюсь использовать богатую цветовую палитру бивня. Ярко, иногда даже пёстро окрашенная твёрдая и отлично полируемая кора (эмаль) может быть использована для вынесенных на периферию локонов волос, тканей одежды, листьев, перьев, шкуры животных и т. п. К сожалению, некоторые заказчики просят удалять кору, не понимая, что грамотное её использование – это не только красиво, и не только свидетельство

высокого мастерства резчика, это своеобразное «удостоверение личности», свидетельство подлинности бивня, которое не заменишь никакими справками и сертификатами.
Внутренние массивы из дентина имеют сетчатую фактуру и более «спокойную», чем кора, окраску от белого до шоколадного цвета, иногда с переходами цвета в одном куске. Удачное использование цветовой гаммы усиливает выразительность композиции и делает работу неповторимой в буквальном смысле слова.

Цветные кусочки бивня


Вообще, атака современного копировального оборудования вынуждает применять более сложные технологии, чем вырезание скульптуры из цельного куска. Основой таких технологий является сборка композиций из составных частей (кусков бивня разных оттенков, элементов, выполненных из эбена,

перламутра, камней и благородных металлов) с помощью тончайшей ручной подгонки и склейки. Для того чтобы скопировать такую работу, её нужно сломать, а затем восстанавливать места сколов и подбирать материалы по цветам и фактурам. Дорого и бесперспективно. Этот вопрос тревожит мастеров не из-за

Ярко-зелёная кора



конкуренции. Известно много случаев, когда скопированная на станке и бездарно доработанная фигура продавалась под именем настоящего автора, пороча его творчество. Технику сборки и комбинирования я начал активно применять в скульптуре с 2005 г., а в шахматах – с 2006 г. Изготовление любых изделий избивня мамонта требует специальных инструментов и оборудования, приёмов и

технологических операций, специфического рабочего места. Подробный материал о создании своей мастерской и технике резьбы по бивню помещён в третьем томе моей книги.
Для тех, кто хочет резать, но не может приобрести книгу, предлагаю несколько видеороликов.