Греческие музы

С рождением дочери вдохновение поселилось в моём доме, музы стали посещать меня так часто, что я растерялся, не зная, какой из них уделить больше внимания. Простого решения быть не могло. Я отдал дань уважения каждой из девяти сестёр, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины (есть и другие версии по происхождению, именам и количеству муз, но я

 

буду придерживаться наиболее распространённой), и изобразил их всех в трёх группах по три музы, исходя из близости областей покровительства.
Первая группа – «Музы сцены» В центре – танцующая Терпсихора – муза танцев, слева – муза комедии – Талия с комической маской в руках, справа Мельпомена – муза трагедии с трагической маской. Теперь подробнее о каждой музе.

греческие музы

«Музы сцены»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота композиции с подставкой из каррарского мрамора «Тинос» (фирма Каррара, г. Киев) – 20 см.
2005 г

греческие музы

Терпсихора
— муза танца

Терпсихора — муза танца. По Диодору, её имя происходит от наслаждения (терпейн), имеется в виду наслаждение зрителей от прикосновения к искусству (не путать с домами терпимости, где «терпение» означает отношение властей к известным заведениям и никак не связано с наслаждением). Она считается покровительницей танцев и хорового пения.

 

Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, либо сидящей и играющей на лире. Улыбку я изобразил, но она, правда, получилась несколько зловещей, особенно, в сочетании с психопатической чёлкой, иллюстрирующей вторую половину име- ни музы.


греческие музы

Талия — муза комедии

Талия, Фалия — муза комедии и лёгкой поэзии. В переводе с греческого, Талия (таллейн) – «цвету, разрастаюсь». По Диодору это означает расцветание героев, т. е. их почитание и многолетняя память о тех, кто прославлен в литературных произведениях. Изображалась в виде молодой женщины с комической маской в руках и венком плюща на голове (венок я опустил). От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы-Реи во Фригии. В экстатических мистериях корибанты отправляют служение великой матери богов. К танцам корибантов мы ещё

 

вернёмся в 2012 году в шахматах «Мистерия Вакха».
Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза спряталась в недрах земли, где от неё родились демонические существа – палики – два духа серных источников около Этны. У этих источников производилась очистительная присяга. Я думаю, именно от этих духов и произошли герои всех времён, не склонившиеся ни перед одним режимом – сатирики – внуки гнева Зевса (беспощадной критики) и юмора комедийной Талии, закалённые в серных источниках под кратером Этны.


греческие музы

Мельпомена — муза трагедии

Мельпомена — муза трагедии, мать сирен от Ахелоя.
По Диодору, получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей.
Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой, что свидетельствовало о неотвратимости наказания за нарушение воли богов.
Из всей атрибутики я оставил лишь маску, а остальные попытался заменить трагическим выражением лица.
Мельпомена родила сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но чарующую морскую поверхность, под которой скрываются рифы и мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос. Весь арсенал своих дивных способностей сирены использовали для уничтожения

 

кораблей и мореплавателей.
Я понимаю это так: вера в виртуальную реальность на сцене или (сегодня это более актуально) на экране компьютера может привести к реальным необратимым и, как правило, трагическим последствиям.
Следующая «Греческая тройка», мчащая художника слова на Парнас — «Музы поэзии».
Слева направо:
Эрато — муза любовной поэзии, исполняющая сладострастную песню под собственный аккомпанемент,
Каллиопа — муза эпической поэзии, с пером и поэтической тетрадью в виде вощёной дощечки,
Эвтерпа — муза лирической поэзии, где слова сливаются с «пением» флейты

греческие музы

«Музы поэзии»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота композиции с подставкой из каррарского мрамора «Тинос»
(фирма Каррара, г. Киев) – 19,5 см.
2005 г

греческие музы

Каллиопа — муза эпической поэзии

В центре композиции — Каллиопа — муза эпической поэзии.
По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено «прекрасное слово» (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины и, возможно, поэтому носит золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами.
Каллиопа родила от Аполлона Орфея и Лина, а по одной из версий – и Гомера. Каллиопа – муза героической поэзии и красноречия. Она вызы-

 

вает чувство жертвенности, побуждающее к преодолению эгоизма и страха. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и стилосом – бронзовым стержнем, с одной стороны заострённым для письма, а с другой – плоским для стирания написанного.
Корону я опустил для большей демократичности в среде самих муз, а стилос заменил пером, напоминающим в этой постановке фигуры дротик в игре дартс, что обозначает силу слова, попавшего в цель: «Написанное пером, не вырубишь топором».

 

 

греческие музы

Эрато – муза любовной поэзии

Эрато – муза любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – Эрато означает умение быть «эперастой», т. е. – желанной для любви и страсти. По другой версии – «милая».
Атрибут музы – кифара. Эрато часто упоминается в сказаниях эллинов (древних греков). Кроме того, её образ использовался в произведениях Вергилия и Аполлония Родосского.
Эрато умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему, обладает способностью преображать всё в красоту, понятие которой находится за

 

пределами физического мира.
Личная жизнь Эрато освещена историками очень скромно: известно, что она родила от некого Мала единственную дочь Клеофему. «Пробить по базе» более подробную информацию о семейной жизни Эрато мне не удалось. Как говориться, «Сапожник без сапог». Божественная греческая муза любви с одним близким мужчиной в жизни. Очевидно, Мал, однажды повстречав такую женщину, посвятил всю свою жизнь тому, чтобы никакой Зевс ни в каком образе не отобрал у него жену. «Мал золотник, да дорог!».

 

греческие музы

Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа или Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. В переводе с древне-греческого – «увеселяющая». По Диодору в её имени та же основа, что и в имени Терпсихоры – «терпейн» – наслаждение. Изображалась с авлосом (двухязычковая свирель, предшественник современного гобоя), либо флейтой, либо кифарой, либо сирингой (многотрубчатая свирель Пана) в руках. Мать Реса от речного бога Стримона.
Не знаю, сколько живут музы, но, видно не дожила бедная Эвтерпа до наших дней, а если бы дожила, то немедленно умерла бы от разрыва сердца. Или не допустила бы того, что забивает наши уши и именуется ныне музыкой. Хотя, если обратить внимание на деградацию во многих сферах искусства, проникновение в них откровенного негатива, дисгармонии, то можно

 

предположить, что это тонкий защитный маневр, консервация истинного искусства, которое существует, но мало заметно в современном обществе. Оно имеет гигантскую силу и вместе с тем беззащитно перед физическим уничтожением варварами. Вот и кормят голодных некрофагов падалью, чтобы они не нападали на живых. До лучших времён.

Наконец, третья группа муз объединённая в композиции «Гимн наукам»: в центре – Полигимния – муза гимнов, стоя исполняющая тот самый гимн, который указан в названии, слева – Клио – муза истории со свитком и стилосом в руках, и опирающаяся или вращающая диск циферблата, справа – Урания – муза астрономии с небесным глобусом в руках.

греческие музы

«Гимн наукам»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота с подставкой из каррарского мрамора «Тинос»
(фирма Каррара, г. Киев) – 19 см.
2005 г.

греческие музы

Полигимния – муза гимнов

Итак, в центре – Полигимния, она же Полимния – муза торжественных песнопений (гимнов). По Диодору, имя происходит от (диа поллес химнесеос), то есть – создающая многими восхвалениями известность и славу героям, а также поэтам, которые их прославляют. Она покровительствует творцам гимнов. Хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, прославляющие олимпийских богов. Считается, что именно Полигимния изобрела лиру.
Изображается со свитком в руках в задумчивой позе. Я решил дать ей возможность исполнить один из гимнов. Свитка нет, т. к. все тексты она помнит наизусть.Полигимния покровительствует также в риторике и ораторском

 

искусстве. Диодор считает, что искусный оратор – орудие истины, и муза помогает познавать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно поднимать дух и даже воскрешать, но одновременно уродовать и уничтожать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.
Не совсем согласен с последним суждением. Сила речи, как и было уже сказано, может завести куда угодно. А вот стремление к истине – это нечто внутреннее, заложенное в человеке с рождения, и вдохновляющим фактором является скорее не речь, а явления, происходящие объективно. Не знаю, как в Древней Греции, но сейчас путь к истине разрушен. Юристы говорят, что за правду надо заплатить одну цену, а за ложь – десять, т. к. спрос на неё гораздо выше.

 

греческие музы

Клио — муза истории

Муза Клио – покровительница истории. Первоначально считалась музой героической песни. Её атрибуты – свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами, стилос, песочные часы. Клио напоминает о безграничных возможностях человека, помогает каждому найти свое предназначение. По Диодору, её имя произошло от слова «Клеос» – слава. То есть, Клио – дарующая славу.
Клио родила единственного сына – красавца Гиацинта от Пиера, отца девяти дочерей, соревновавшихся с музами.

 

Любовь Клио к Пиеру внушила Афродита в наказание за то, что муза пристыдила богиню за любовь к Адонису. Разобраться, в чём суть наказания, я не смог, даже заглянув в свиток, так как скромная муза стёрла подробности истории своей единственной любви, как только я вложил ей в руку стилос.
Моя Клио будто управляет машиной времени. Её руки на свитке-руле, который позволяет выбирать направления исторических маршрутов, а стопа лежит на «пульсе времени» – солнечных часах, как на универсальной педали, управляющей скоростью течения времени.

греческие музы

Урания — муза астрономии

Урания – муза астрономии, по одной из версий – мать Гименея. Атрибуты Урании – небесный глобус и циркуль. Здесь она без циркуля, т. к. небесный глобус нужно держать двумя руками. Сфера в глобусе изготовлена из толстой раковины жемчужницы и обладает эффектом внутреннего свечения. Диаметр – 13 мм.
Согласно Диодору, Урания получила имя от устремлённости к небу (уранос) увлечённых астрономией. Диодор, на которого постоянно ссылаются исследователи, – крупнейший древнегреческий историк и мифограф, живший в первом веке до н. э. Его «Историческая библиотека» насчитывает сорок книг, в которых собраны сведения многих предшествовавших ему историков и его

 

собственные исследования, проведённые на основании многочисленных экспедиций в течение тридцати лет.
Урания олицетворяет силу созерцания, она призывает уйти из окружающего нас внешнего хаоса и окунуться в созерцание величественного движения звезд, которое является отражением судьбы. Сила созерцания это сила познания, влекущая к таинственному, высокому и прекрасному – к небу и звездам.

В заключении темы несколько стихотворных строк, навеянных стихотворением Ники Алифановой «Муза», которое она подарила мне по электронной почте как отзыв на мой полиптих о музах.


Я смял клапана на саксе,
Я вытоптал плешь на клаве,
Чтоб кто-то, мочаля баксы,
Кому-то рычал: «I love you».
И вот, я добился славы
И сакс положил на клаву.

Я трогаю струны альта
И думаю о Вселенной:
Таланты метут асфальты,
Атланты стоят на коленях.
О дочери Мнемосины!
О музы! Где ваша сила?

И музы взлетели в небо,
Отняв у талантов мётлы,
Таланты в обиде: – Ведьмы!
Украли у нас работу!

А музы на мётлах парили,
Оставив талантам крылья.