С рождением дочери вдохновение поселилось в моём доме, музы стали посещать меня так часто, что я растерялся, не зная, какой из них уделить больше внимания. Простого решения быть не могло. Я отдал дань уважения каждой из девяти сестёр, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины (есть и другие версии по происхождению, именам и количеству муз, но я |
буду придерживаться наиболее распространённой), и изобразил их всех в трёх группах по три музы, исходя из близости областей покровительства. |
«Музы сцены»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота композиции с подставкой из каррарского мрамора «Тинос» (фирма Каррара, г. Киев) – 20 см.
2005 г
Терпсихора — муза танца
Терпсихора — муза танца. По Диодору, её имя происходит от наслаждения (терпейн), имеется в виду наслаждение зрителей от прикосновения к искусству (не путать с домами терпимости, где «терпение» означает отношение властей к известным заведениям и никак не связано с наслаждением). Она считается покровительницей танцев и хорового пения. |
Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, либо сидящей и играющей на лире. Улыбку я изобразил, но она, правда, получилась несколько зловещей, особенно, в сочетании с психопатической чёлкой, иллюстрирующей вторую половину име- ни музы. |
Талия — муза комедии
Талия, Фалия — муза комедии и лёгкой поэзии. В переводе с греческого, Талия (таллейн) – «цвету, разрастаюсь». По Диодору это означает расцветание героев, т. е. их почитание и многолетняя память о тех, кто прославлен в литературных произведениях. Изображалась в виде молодой женщины с комической маской в руках и венком плюща на голове (венок я опустил). От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы-Реи во Фригии. В экстатических мистериях корибанты отправляют служение великой матери богов. К танцам корибантов мы ещё |
вернёмся в 2012 году в шахматах «Мистерия Вакха». |
Мельпомена — муза трагедии
Мельпомена — муза трагедии, мать сирен от Ахелоя. |
кораблей и мореплавателей. |
«Музы поэзии»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота композиции с подставкой из каррарского мрамора «Тинос»
(фирма Каррара, г. Киев) – 19,5 см.
2005 г
Каллиопа — муза эпической поэзии
В центре композиции — Каллиопа — муза эпической поэзии. |
вает чувство жертвенности, побуждающее к преодолению эгоизма и страха. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и стилосом – бронзовым стержнем, с одной стороны заострённым для письма, а с другой – плоским для стирания написанного. |
Эрато – муза любовной поэзии
Эрато – муза любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – Эрато означает умение быть «эперастой», т. е. – желанной для любви и страсти. По другой версии – «милая». |
пределами физического мира. |
Эвтерпа – муза лирической поэзии
Эвтерпа или Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. В переводе с древне-греческого – «увеселяющая». По Диодору в её имени та же основа, что и в имени Терпсихоры – «терпейн» – наслаждение. Изображалась с авлосом (двухязычковая свирель, предшественник современного гобоя), либо флейтой, либо кифарой, либо сирингой (многотрубчатая свирель Пана) в руках. Мать Реса от речного бога Стримона. |
предположить, что это тонкий защитный маневр, консервация истинного искусства, которое существует, но мало заметно в современном обществе. Оно имеет гигантскую силу и вместе с тем беззащитно перед физическим уничтожением варварами. Вот и кормят голодных некрофагов падалью, чтобы они не нападали на живых. До лучших времён. |
«Гимн наукам»
Бивень мамонта, чёрное дерево, перламутр.
Высота с подставкой из каррарского мрамора «Тинос»
(фирма Каррара, г. Киев) – 19 см.
2005 г.
Полигимния – муза гимнов
Итак, в центре – Полигимния, она же Полимния – муза торжественных песнопений (гимнов). По Диодору, имя происходит от (диа поллес химнесеос), то есть – создающая многими восхвалениями известность и славу героям, а также поэтам, которые их прославляют. Она покровительствует творцам гимнов. Хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, прославляющие олимпийских богов. Считается, что именно Полигимния изобрела лиру. |
искусстве. Диодор считает, что искусный оратор – орудие истины, и муза помогает познавать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно поднимать дух и даже воскрешать, но одновременно уродовать и уничтожать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине. |
Клио — муза истории
Муза Клио – покровительница истории. Первоначально считалась музой героической песни. Её атрибуты – свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами, стилос, песочные часы. Клио напоминает о безграничных возможностях человека, помогает каждому найти свое предназначение. По Диодору, её имя произошло от слова «Клеос» – слава. То есть, Клио – дарующая славу. |
Любовь Клио к Пиеру внушила Афродита в наказание за то, что муза пристыдила богиню за любовь к Адонису. Разобраться, в чём суть наказания, я не смог, даже заглянув в свиток, так как скромная муза стёрла подробности истории своей единственной любви, как только я вложил ей в руку стилос. |
Урания — муза астрономии
Урания – муза астрономии, по одной из версий – мать Гименея. Атрибуты Урании – небесный глобус и циркуль. Здесь она без циркуля, т. к. небесный глобус нужно держать двумя руками. Сфера в глобусе изготовлена из толстой раковины жемчужницы и обладает эффектом внутреннего свечения. Диаметр – 13 мм. |
собственные исследования, проведённые на основании многочисленных экспедиций в течение тридцати лет. |
Я смял клапана на саксе, Я трогаю струны альта И музы взлетели в небо, А музы на мётлах парили,
|