Шахматы «Восстание Спартака-2»

Спартак-2

 

По мотивам романа Говарда Фаста «Спартак».
Использованы материалы экранизации романа С. Кубриком.
Авторы проекта:
У. Эпштейн, И. Эпштейн с корректировкой В. Жолнерчика.
Изготовление: кость, перламутр, мастер-модели деталей атрибутики — И. Эпштейн.
Ювелирные работы: И. Эпштейн, С. Цехановский.

Фото справа: Руслан Ярема. Шахматный стол к партии «Восстание Спартака-2»

 

Находки и потери
Возвращение к пройденной теме, как правило, происходит по двум причинам: либо работа понравилась заказчику, либо она не понравилась мастеру. В данном случае обе причины имели место, и я, вооружённый новыми возможностями техники 3Т, с интересом взялся за ремейк.
Вторая партия мало отличается от первого варианта составом персонажей. Вместо работорговца Батиата – политик – брат Гракха, вместо буциниста – второй барабанщик. Изменения ввёл заказчик. При этом общая картина стала более стройной с точки зрения военного единообразия шахматных фигур, но, на мой взгляд, потеряла красочность, разнообразие, к которому стремишься для передачи духа эпохи. Технически партия, конечно, намного сложнее, а по объёму совмещений тёмного и светлого бивня «Спартак» превосходит и последнюю партию «Эпоха Карла V – Сулеймана I».

 


Ещё один момент в «режиссуре» партии хотелось бы отметить. Варинья должна была держать на руках ребёнка (от этой идеи остался только тёплый платок). Это ключевой момент в произведении Г. Фаста. Свободный ребёнок Спартака – символ грядущего, хотя и через многие столетия, освобождения рабов. Однако заказчик не согласился с нетрадиционным решением фигуры ферзя. Покупатель всегда прав, тем более что он получил то, что хотел. А мне жаль, ведь третьей партии, скорее всего, уже не будет.

Шахматный стол Руслану Яреме заказали на несколько лет позже, чем были сделаны фигуры, и общей фотографии, к сожалению, у меня нет. О самом восстании Спартака краткая справка дана в описании первой партии и, конечно, масса материала в литературе, кинематографии и во Всемирной Сети.


Шахматы "Восстание Спартака-2"
Шахматы "Восстание Спартака-2"

Шахматы «Восстание Спартака-2»
Высота фигур с подставками - 9,5 - 15 см.
Материалы: бивень мамонта (двух цветов),
клык моржа, эбеновое дерево, перламутр, золото, кожа.
2006-2008 гг.

О столе
Мощные мускулистые фигуры легионера и гладиатора как будто написаны на холсте. На самом деле крашеного шпона нет, есть протравленный. Оживляет изображения также тонкая техника пирографии. Великолепные орнаменты в барельефах и маркетри из десятков сортов шпона ценных пород древесины подчёркивают римскую роскошь и помпезность. Удачно, на мой взгляд, частичное наложение фигур воинов на игровую плоскость поля.
Автор стола, Руслан Ярема, который обычно увлечённо рассказывает о своих произведениях, в этот раз был немногословен, – он остался недоволен работой из-за ряда ограничений, введённых заказчиком. На предыдущем развороте показан стол в одной из промежуточных стадий бесконечных переработок и не в

 

проекте, а на «живом» изделии. В конце концов, всё было настолько упрощено, что конечную картину стола, превращённого в коробку, Руслан считает недостойной комментариев. Однако он с удовольствием рассказал о маркетри в этой работе. Вот, что он отметил:
«…Особенно интересно было подбирать в шпоне мускулатуру воинов. Ведь жизнь обоих – вечная битва, хотя у одного за «хозяев», а у другого для «хозяев». Один убивал за торжество римского права, другой – за право на ещё один день жизни. Эту закалку, мощь и напряжение я и пытался передать в своей работе. В начале восстания римляне не считали войско рабов хоть мало-мальски серьёзным противником, поэтому на лице легионера я постарался передать всю полноту презрения к восставшим рабам…»


Шахматы "Восстание Спартака-2"

Маркетри Руслана Яремы


Белые фигуры

Красс

Белый король — Марк Лициний Красс

Красс

Мраморная голова Красса в Лувре

Марк Лициний Красс (115—53 гг. до н.э.) — римский полководец и политический деятель, богатейший человек Рима. Свой капитал нажил во время проскрипций при Сулле (списки «врагов народа») на конфискациях и казнях. Состояние Красса приравнивают к се- годняшним 170 миллиардам долларов.
В 72 г. до н.э. Красс был избран претором. После нескольких поражений римских магистратов от армии Спартака сенат отдал приоритет Крассу перед консулами и бросил его на уничтожение рабов. В это время римские войска находились в подавленном со- стоянии. Красс поддержал дисциплину с помощью децимации — казни каждого десятого по жребию из числа неблагонадёжных. По Ливию, Красс сперва разбил галлов и германцев, отделившихся от основной армии а затем преследовал Спартака до Бруттия, откуда рабы планировали переправиться в Сицилию. По другой версии Красс умышленно вытеснил Спартака к Бруттию, для скорейшего возвращения в Рим, дабы не уступить лавры победителя внезапно вернувшемуся в Италию Помпею. Был вырыт ров через весь Бруттий, заперший Спартака на полуострове. В решающей битве восставшие были полностью разбиты. Шесть тысяч рабов по приказу Красса были распяты вдоль Аппиевой дороги.
В 60 г. до н. э. вместе с Гаем Цезарем и Гнеем Помпеем Красс входил в 1-й триумвират – хитроумное политическое антисе- натское образование, неожиданно для Помпея и Красса принес- шее наибольшие выгоды Цезарю.
Красс погиб в 53 году при Каррах (древний город в северной Месопотамии, ныне Харран в Турции). Согласно одной из легенд, парфяне казнили Красса, влив в горло расплавленное золото. Его голову и правую руку доставили в армянский город Арташат.

 

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Белая королева — Елена, спутница Красса


Гладиаторы

Жером, Жан-Леон «Пальцы вниз», 1872
Один мой знакомый гений, Сергей Соболев, нашёл в этой картине серьёзную ошибку. На земле лежит
поверженный ретиарий. Одолевший его гладиатор должен быть в гладком обтекаемом шлеме

Замкнутый круг
Почти 700 лет Рим устраивал гладиаторские бои, которые изначально возникли как погребальный ритуал. Организаторы зрелища, как искусные кулинары, забо- тились о разнообразии «духовной» пищи римлян, о том, чтобы зрителям не было скучно от потоков крови и стонов умирающих бойцов. Невероятное многообразие амплуа гладиаторов, яркие красочные доспехи и оружие на все вкусы, хитроум- ные условия и правила схваток не давали кровожадной толпе зевать.
Существуют прямопротивоположные взгляды историков на это явление. Не буду вмешиваться в их споры, но замечу: мало, что изменилось с тех пор. Коррида, бои без правил, бои «на смерть», которые проводятся подпольно. Национализм, вновь представляющий угрозу миру. Фашисты снова свободно, а значит с ведома властей, ходят по земле и вслух провозглашают лозунги об уничтожении непол- ноценных с их точки зрения наций. И точно такое же «колизейное» правосудие: палец вниз («распальцовка» сейчас модный атрибут властьимущего), и конец бедному мирмиллону или ретиарию нашего времени, у которых и оружие-то с доспехами давно уже отобрали, заменив их бездействующими конституциями.
Жест спутницы Марка Красса (по фильму Елены Глабр) — смертный приговор

 


Спартаку. Но судьба распорядилась иначе. «Виноватые стали судьями»: объектом приговора стал Рим, а исполнителем Спартак. «Мясо» с кровью, которое так обожали римляне, едва не проглотило своих гурманов. Вспоминаю итальянский фильм 1978 г. «Замкнутый круг». Странные убийства в кинотеатре. После безрезультатных поисков полицией убийцы прозвучало предположение молодого социолога: «Почему бы не представить, что изображения, которыми питается человечество, в свою очередь, питаются нами?».
Под правящим деспотом — бесправная жаждущая крови толпа. Доведённая до отчаяния, она, пожирает своего тирана, но, получив свободу выбора, сама ставит над собой нового диктатора и наделяет его неограниченной властью. Пото- му что без него толпа начнёт разрастаться и пожирать себя.
Замкнутый круг или витки спирали? Возвращение на круги своя на новом уровне совершенства или деградации? Какую же роль тогда играет в этом историческом круговороте интеллект, которым наделён вид людского рода семейства гоминидов отряда приматов класса млекопитающих типа хордовых царства животных под названием «Homo sapiens»?


Шахматы "Восстание Спартака-2"

Белые офицеры —центурионы

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Римский центурион,
современная реконструкция в Булони, Франция.

Центурионы
Центурион в римской армии – командир центурии или более крупного подразделения, например, манипулы или когорты.
Мои центурионы не совсем соответствуют современным реконструкциям, которые тоже не одинаковы. Нет у меня также главного отличительного признака центуриона – палки из виноградной лозы, которая являлась знаком и орудием власти. Лозу заменил на солдатский пилум (копьё), на мой взгляд, более подходящий для шахматного офицера. Что касается стороны ношения меча, то я решил этот вопрос симметрией, хотя меч центурионы носили слева, в отличии от легионеров. Мои легионеры, правда, тоже носят мечи слева. Это ошибка, – пошёл на поводу у кинематографистов. Оправдаться могу только тем, что фильм, несмотря на массу неточностей, остался шедевром. Но, поскольку, ко мне это отношения не имеет, позволю предположить, что все восемь моих легионеров были левшами.

 

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Белые кони — знаменосцы I иII легионовв шкурах львицы и льва

Знаменосцы
В римской армии было несколько видов знаменосцев: сигниферы, младшие офицеры, – несущие сигнум – эмблему подразделения, вексиллярии, несущие вексиллум – знамя, штандарт, которые могли быть аквилиферами (орлоносцами), носившими штандарт с золотым или серебряным орлом и имагиниферами, носившими знамя с каким-либо другим изображением.

 


Знаменосцы могли носить шкуры медведей, волков, шлемы, сделанные из собачьих голов. Знаменосцы выполняли функции казначеев, а сами получали двойное жалование. Возможно шкуры животных должны были отпугивать алчных военнослужащих от «общака».
У меня знаменосцы – собирательные образы, а шкуры на них чрезмерно объёмные для большей ассоциативности фигуры коня с животным.

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Белые ладьи — братья Гракхи. Один из них подписывает «вольную» для жены и ребёнка Спартака

Братья Гракхи
Братья Тиберий и Гай Гракхи на самом деле жили задолго до восстания Спартака. Не были они и толстыми. Но действительно находились в оппозиции к Сенату, и то, что Гракх (по фильму) подписывает «вольную» Варинии, после чего она и сын Спартака становятся свободными гражданами, очень символично. Старшего брата — Тиберия Гракха в своё время избрали народным трибуном. Он хотел изъять часть земель у богатых землевладельцев и раздать бедным согражданам. Но ленивые плебеи не очень хотели работать на земле. Вскоре Тиберий, ставший врагом Сената, потерял и народное доверие. Конец его карьеры был трагичен: в 29-летнем возрасте он был убит ножкой от скамьи.
Младший брат Тиберия, Гай, пытался продолжить дело брата, тоже заслужил звание народного трибуна, но и его революционная тропа оказалась короткой. Мятежник покончил собой. Все его приверженцы были уничтожены, а их имущество конфисковано.

 

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Братья Тиберий и Гай Гракхи . Работа Эжена Гийома.
1853 год. Музей д'Орсе. Париж



Белые пешки

Шахматы "Восстание Спартака-2"

Белые пешки — римские легионеры