Шахматы «Восстание Спартака-2»

Чёрные

Восстание Спартака-2

 

Чёрный король — Спартак

 


Восстание Спартака-2

Статуя Спартака в Париже

 

Спартак
Прочитав немало статей о Спартаке, Риме, восстаниях рабов, я, конечно, расширил свой кругозор, но моя партия осталась иллюстрацией. Иллюстрацией к иллюстрации. Певец передаёт свои чувства голосом, художник красками, я — миниатюрой в кости. Но ведь, как бы грамотно с точки зрения орфографии и стилистики, чёткости изложения и правильного выбора интонаций, не передавал свою мысль человек, всё же наиболее важным является сама мысль, которая для творческого человека должна быть оригинальной. Эта партия — всё ещё поиск, тренировка, исследование возможностей, безусловно наделённого боль- шим потенциалом, 32-х фигурного ансамбля для демонстрации своей мысли, своего вИде-ния. Но, в данном случае, меня это не сильно тревожит. Вернувшись второй раз к Ве- ликому генералу рабской войны, я хотел исправить ошибки первой партии, но, главное, — более сложной технологией и более тщательной проработкой образов ещё раз засви- детельствовать своё глубочайшее уважение к фракийскому герою, имя которого не забыто, и спустя два тысячелетия с гордостью и воодушевлением произносится оно на разных континентах нашей планеты.
Спартак был родом из Фракии, родины религии Диониса. К Дионисовым таинствам была причастна и его жена. Через несколько лет я вернусь к теме культа Диониса. Шахматная партия «Мистерия Вакха» тоже будет иллюстрацией, но уже гораздо более близкой к самостоятельной творческой трактовке.


Восстание Спартака-2

Чёрная королева — Вариния. Фотореконструкция первоначального замысла

Восстание Спартака-2

Джин Симмонс в роли Варинии

 

Вариния
Плутарх говорит о том, что рядом со Спартаком и во время продажи его в школу глади- аторов, и на протяжении всего восстания была его жена. Он пишет:
«Рассказывают, что однажды, когда Спартак впервые был приведен в Рим на продажу, уви- дели, в то время как он спал, обвившуюся вокруг его лица змею. Жена Спартака, его со- племенница, одаренная, однако ж, даром пророчества и причастная к Дионисовым таин- ствам, объявила, что это знак предуготованной ему великой и грозной власти, которая при- ведет его к злополучному концу. Жена и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве».
Многие исследователи считают эту версию вымышленной. По фильму Спартак встретил Варинию в школе Батиата, и именно любовь к этой женщине послужили поводом к началу восстания.
Вариния играет значительную роль не только как женщина, пробудившая в Спартаке ис- полинский порыв к борьбе за свободу, но и как символ грядущего освобождения мира от рабства. Она подходит к распятому, но ещё живому Спартаку, держа в руках их сына. И она, и ребёнок свободны! Спартак, ты сражался не зря!
Моя Вариния не обладает красотой Джинн Симмонс. На мой взгляд, в её характере и лице должны просматриваться строгие черты спутницы Воина.
Справа изображена фигура Вариньи с дорисованным ребёнком. Вариант, к глубокому сожалению, отвергнутый заказчиком.


Восстание Спартака-2

Чёрные офицеры — ретиарии

Восстание Спартака-2

Вуди Строуд — ретиарий Драба

 

Ретиарии
Ретиарий («боец с сетью») вооружён трезубцем, кинжалом-пугио и сетью диаметром около трёх метров. На ретиарии была набедренная повязка, под широким кожаным поясом, или лёгкая туника, наруч в виде толстых обмоток и бронзовое оплечье, защищавшее плечо и часть груди. Оплечье было украшено чеканкой морской тематики. Шлема не было. Иногда для за- щиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток. Ноги также были в тка- невых обмотках.
Ретиарии обычно сражались с секуторами, которые были вооружены овальным щитом и гла- дием (коротким мечом длиной 40-50 см.). На секуторе был круглый шлем с прорезями для глаз. Шлемы были совершенно гладкими, чтобы за них нельзя было зацепиться сетью. Вся экипировка ретиария весила не более 8-ми кг, при этом значительная часть веса приходилась на сеть, оснащённую специальными свинцовыми грузилами.
Хочу остановиться на ювелирных работах. Любое сотрудничество — это зависимость, каким бы классным мастером не был партнёр. Спроектировать чертежи для ювелирных деталей не всегда удаётся, так как много скульптурных форм, да и не всегда знаешь, чего хочешь. Проще всего сделать самому, а если не понравиться, переделывать, пока сам не будешь доволен. В этой партии почти все золотые элементы отлиты по мастер-моделям, вырезанным из кости, а затем доработаны Сергеем Цехановским.



Восстание Спартака-2

Чёрные кони. Разведчик-спекулятор и разведчик-эксплоратор

Фигура коня всегда заставляет напрягать все творческие мышцы мозга. Учи- тывая пропорции коня и человека и мою приверженность к реализму, больше, чем бюст коня, показать не удаётся. Всаднику, естественно, уже места не хва- тает. Но четыре бюста «вышибают» четыре персонажа, каждый из которых, как в актёрской труппе, на вес золота. Поэтому часто пытаюсь сделать так, чтобы кони были людьми, но заметно отличались от других фигур и хоть как-то ассоциировались с животными. В данном случае решение первой партии осталось неизменным.
Армия Спартака имела ту же структуру, что и римская. В римской армии была своя тайная служба с тайными агентами, выполнявшими различные функции. Ну, поскольку они тайные, то раскрывать мы их не будем, обойдёмся кратким описанием функций.

.

Эксплораторы проводили наблюдение, а иногда и разведку боем.
Спекуляторы — их скорее можно назвать шпионами — проводили свои операции ночью, занимались, в основном, поисками убежищ противника.
По аналогии с конями римской стороны, спартаковцы облачены в шкуры, но функции у шкур другие — это маскировка. Факела напоминают о работе в «ночную смену», хотя, конечно, «светиться» разведчикам ночью небезопас- но. Ну, и щит свидетельствует, что это всё таки воины, а не актёры ночного клуба.
Шкуры пытался сделать разными: слева медведя, справа — медведицы.
У левого разведчика использованы два оттенка тёмного бивня: тело — из коричневого, борода и усы — из шоколадного. Возможно, борода и усы на- клеены, и после операции боец приобретает другой вид.


Восстание Спартака-2

Чёрные ладьи — барабанщики


Восстание Спартака-2

Чёрные пешки — гладиаторы


Снова о мечте
Подавлено восстание Спартака. Шесть тысяч казнённых мятежников вдоль Ап- пиевой дороги напоминают каждому: «Кесарю кесарево...».
Больше двух тысяч лет прошло с тех пор. Читая исторические материалы, удив- ляешься, какое невероятное сходство с нашим временем. Алчность и лживость политиков, захват больших земельных участков внутри государства, расправа с политическими врагами, попирание интересов народа, даже ненужное строи- тельство многоэтажек, как это ни парадоксально, и многие другие признаки, мягко говоря, социального несовершенства. Историки и социологи, наверняка, давно уже проанализировали всё это, но никто, тем не менее, не нашёл реше- ния. А существует ли оно?
Примитивная схема такова: к власти приходит не мудрейший и не сильнейший, а тот, кто может купить и (или) напугать мудрейшего, обманом вручить вектор приложения силы многочисленному и малообразованному населению.
В большинстве случаев порядочный человек не может оказаться у власти. Но возможно ли в принципе, чтобы волки были сыты и овцы целы? Многие филосо- фы задавали себе этот вопрос, многие мечтатели проектировали модели иде- ального общества, где понятие справедливости было бы одинаковым для всех, но... Задача не была решена, однако не было доказано, что она не имеет ре- шения. Я не философ, не социолог и не историк. И как бы весело не звучало последующее заявление, но именно участие в поисках решения этой задачи, и есть моя мечта. У меня есть план постепенного подхода к этому вопросу. Я убеждён, что, если маленькими, но регулярными шагами идти к какой бы то ни было цели, она будет достигнута.
Я уже писал о проекте первой ступени, к которому приступил в преддверии кризиса — шахматной партии по мотивам сказок Льюиса Кэрролла об Алисе. Этот проект стал следствием другого кризиса, о котором следует рассказать подробнее.

 

Я по профессии инженер-конструктор нестандартного оборудования. Мне жаль, что пришлось бросить работу, которую очень любил. Но страсть к конструиро- ванию живёт во мне, как хроническое заболевание. Время от времени, насту- пают критические состояния, и я не выдерживаю. Вот такой «приступ» и случил- ся во время изготовления партии «Восстание Спартака-2». Я предложил заказ- чику спроектировать для партии стол с подъёмным механизмом и различными звуковыми и световыми эффектами. Начало игры: раздвигаются горы, открывая игровое поле, поднимаются цепные мосты, грохоча звеньями и изолируя арену сражения от внешнего мира, а сами превращаются в шахматные часы. Из шахты стола медленно поднимается шахматная доска с расставленными фигурами. Крики воинов, лязг оружия, отблески на перламутровых факелах спартаковских разведчиков. Затем шумы затихают, — всё готово к началу игры. Я набросал эскизы стола и механизма и показал своему работодателю. Поначалу заказчик загорелся, но... не рискнул, — очень дорого всё это могло стоить, а результат был неизвестен. Но система «New Васюки» была уже запущена, началась цеп- ная реакция, и я уже не мог остановиться. «Алиса» была обречена на мои экс- перименты.
Ну, а как шестерни и цепи должны были стать истоками решения глобального социального ступора — читайте в 3-й книге.
Итак, виток завершён. Верблюды заправили горбы, и караван снова в пути. Литавры и барабаны:
«...Та, дададада, дададада, та, да,
Дададада, дадада-титити-дадада, да
Скрипки и альты:
Тиии, тарарира рира рии, тира — риии
Тира тара тира — риии
Тарира тара тира — риии
Тирара тира тира — тирарии...»


Восстание Спартака-2

Аппиева дорога от Капуи до Рима. Шесть тысяч распятых повстанцев