Элла Фицджералд

Элла Фицджералд  

Элла Джейн Фицджеральд (англ. Ella Jane Fitzgerald; 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли-Хилс, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки («первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств] (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почётных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлус Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мёрсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.
(Википедия)

 

 

Элла Фицджералд

«Элла Фицджералд»
Бивень мамонта двух цветов, эбен.
Высота с подставкой 24 см.
2008 г.

«Элла Фицджералд»
Божественный голос и бесконечно тяжёлый и счастливый одновременно труд освоения этого Божьего дара. Математически точный просчёт импровизаций – что может быть более парадоксальным. Но именно так пела Элла, не сразу ставшая джазовой певицей. Долго и осторожно входила она в джаз, как в некий тайный и нежный, несмотря на небывалую энергетическую мощь, мир. Парадокса нет. Она проектировала свои «полёты», но не заранее, а за миллисекунды до того, как звуки конструировались её голосовыми связками и ещё чем-то, что делало её пение завораживающим и для тонких ценителей джаза и для людей, откровенно не любящих его.


Конечно, как у любого профессионала, у неё были какие-то заготовки, но думаю, что в моменты, когда их уместно было бы употребить, запланированные варианты становились ей неинтересны, и она сворачивала на новую дорогу.
На сцене Элла кажется нервной и неуравновешенной. Но её отрывистые движения – это своеобразный «свинг» мысли: уже придумано новое развитие, но нужно допеть оставшуюся сзади фразу. Нет, она не была профессионалом, – это слово, которым можно было бы наградить немало выдающихся личностей, слишком сухо для Эллы Фицджералд. Она была творцом. Скромная, неприхотливая в мирской жизни, она умножала счастье на планете.

Элла Фицджералд

«Элла Фицджералд». Ракурсы