Вступление
Дорогие друзья!
Это не научный труд, но и не юмористический рассказ, просто я решил избавиться от того, что накапливалось во мне многие десятилетия, избавиться, как бы шутя, чтобы никто не подумал, что я выбрасываю это всё кому-то на голову, потому что не приехала оранжевая машина.
Хвосты
Шестидесятые, школа. Учителя иногда случайно, иногда нарочно называют меня Энштейном. На лицах загадочные улыбки. Мне не смешно – и мою фамилию переврали и фамилию учёного.
Об Альберте Эйнштейне я узнал ещё в дошкольном возрасте от отца. И не только о нём. Отец выписывал журнал «Наука и жизнь». Мы вместе решали задачки, отец читал вслух статьи и вообще рассказывал обо всём интересном.
Например, как устроен и работает телевизор, что такое Солнечная система, о чудесах филологии, загадках человеческой памяти и о многом, многом другом. От отца я впервые услышал и о специальной теории относительности Альберта Эйнштейна (в то время, видимо по политическим соображениям, фамилии Лоренца и Пуанкаре рядом не упоминались) и о том, что мало кто её понимает. Я присоединился к большинству, теория здорово смутила меня. И даже не вытекающими из неё парадоксами, а постулатами, которые воспринимались как 2х2=5 и далее непредсказуемо. Эйнштейн начал активную научную работу, когда женился на Милеве Марич. Ему было 23. Я запомнил эту цифру как крайний срок для написания своей Теории Мира, которая, естественно, будет опираться только на здравый смысл.
Небольшое отступление. В своём творчестве я, конечно, не мог пройти мимо «фигуры» человека, который переставил Мир с трёх китов на три буквы. Эйнштейн сделал переворот, но при этом заметил: «Всё в мире относительно!»
Альберт Эйнштейн
«Переворот Альберта Эйнштейна»
Н= 26 см. Бивень мамонта, эбен, 2008 г
Продолжим. В школе нас приучали к тому, что всё должно быть логично: теоремы доказывались, одно вытекало из другого, функция причинно-следственных связей была неразрывна, и если чудесам и было место, то их пытались хоть как-то объяснить, а не писать на их базе теории.
В 1974 г. я поступил в МИИТ. В институте всё изменилось. Количество недоказуемых опорных утверждений стало увеличиваться, большинство теоретических работ опиралось на результаты не всегда убедительных опытов. Вначале я никак не мог к этому привыкнуть, стал пропускать занятия и вообще хотел уйти из института. Но затем смирился, и страстное желание написать свою теорию присоединилось к другим влачащимся, как перья хвоста у павлина, намерениям. Это были «незавершёнки», т. е. намеченные, но не взятые высоты.
Сначала «хвосты» обременяли меня, мучила совесть, снились книги, сданные в библиотеку непрочитанными. Но постепенно я начал о них забывать. Студенческие годы в другом городе, когда родительский контроль был ослаблен, прошли большей частью в режиме «вольно»
«Хвосты» были следующего содержания:
1. Делать сальто с земли (дошёл до полусальто с крыши сарая в снег)
2. Прыгать с парашютом (без оного с того же сарая)
3. Изучить шесть языков (английский учу больше 50 лет)
4. Играть в сборной СССР по футболу на Чемпионате мира (несколько матчей за факультет и завод).
И многие другие планы, включая Теорию Мира, брошенные на половине пути или забытые вовсе.
Пять лет пролетели, институт я окончил ровно в 23 и сразу женился. У меня были все козыри для начала написания теории.
Старая тетрадь
Я не мог сам записывать свои мысли, потому что для их инициирования и формулировки мне требовалось непрерывно ходить от окна к двери и обратно. Галина, моя первая жена, конечно согласилась помочь в таком важном деле и записала первые мои вторжения в суть Мироздания.
Все эти годы я хранил старую тетрадь, как сокровище, и вот не так давно достал.
Основные мысли, изложенные на её пожелтевших листах, (без моей сегодняшней оценки) сводились к следующему:
1. Скорость света – не максимальная скорость во Вселенной. Предела скорости не существует.
2. Вакуума нет, материя непрерывна.
3. Двоичный код пространства-материи: плотное – разреженное – «0» и «1» – начало начал.
4. Движение в точку и из неё – выход из 3-х измерений (телескоп-микроскоп с бесконечным диапазоном, изменение масштаба времени).
5. Ещё что-то практическое, вытекавшее из теоретических размышлений, – про бублик (торообразный двигатель), который, перерабатывая «переднее» поле в энергию, «выбрасывает» её назад и перемещается в образовавшемся спереди разрежении со сверхъестественными, пардон, сверхсветовыми скоростями.
Кусок последней странички был оторван, я не смог до конца разобраться с бубликом, но помнил, что на главные вопросы мне ответить не удалось, и теория осталась незавершённой, когда 23 года захлопнули свои двери.
Главные вопросы
Несмотря на безграничную преданность здравому смыслу, через продолжительные промежутки времени я несколько раз возвращался к Теории Мира. Уже в зрелом возрасте. Ничего не записывая, так как не мог сформулировать словами то, о чём думал. Трудно сказать, в связи с чем происходили эти просветления, но они были яркими, т. к. вспыхивали на фоне полной темноты, – ведь всякий раз не находилось никого, кому всё это можно было выговорить или попытаться объяснить на пальцах. И этим «никому» здорово повезло, ибо то, о чём я сейчас всё же решился поведать, у нормального человека может вызвать лишь улыбку сострадания.
Однажды мне показалось, что я совершенно прозрел, особенно, в понятиях многомерности пространства. Я не выдержал и позвонил своему товарищу, профессиональному математику. Попросил его о встрече на пару часов, причём срочно, потому что долго и упорядоченно удерживать такое количество мыслей я не мог из-за дефицита оперативной памяти. Тему я озвучил. Прийти он не смог. А я не смог даже обидеться на него, потому что он очень порядочный и сердобольный человек. В общем, тема опять уплыла.
Почему же, дорогие друзья, я посчитал себя вправе думать и говорить о том, что выше моей квалификации, эрудиции и т. д.?
Как-то в 70-е по телевизору выступал выдающийся физик Аркадий Мигдал,
А. Б. Мигдал в передаче С. П. Капицы «Очевидное невероятное»
который находился на передовой в мире науки. С необыкновенным упоением рассказывал он о том, как учёные открыли очередную элементарную частицу и дали ей название, кажется, «очаровательная». И ещё, не помню в каких выражениях, он отделил физику от математики и поставил физику впереди. Мой юношеский максимализм не давал мне возможности оценить беспристрастно деятельность великого человека, т. к. достижения Мигдала в науке, нет, одни только названия его работ, – не умещались в полупустой колыбели моих мыслей. Я был взбешён. По моему мнению, неделимых частиц существовать не могло, и единственно правильным, с моей точки зрения, методом обозначения была нумерация. Ну, а оскорбление математики... в общем, и Аркадий Бейнусович, и все физики, и все физические науки потеряли в моём лице доверие. Вывод был таков: я как существо, являющееся частью Мироздания, имею право на понимание его сути, на возможность получить это знание не в книгах и статьях, где кроме знаков препинания ничего нельзя разобрать, а в интуитивных образах. Я понимал, что хочу узнать содержание книги по запаху, но избавиться от мании избранного интуиста уже не мог. Не мог не пытаться ответить на главные вопросы:
– с чего всё началось?
– откуда всё взялось?
– почему тела притягиваются?
Ну что за ответ от учёного мира: началось со взрыва. Или в религиозном варианте – вначале было слово. А что было до взрыва? До слова? И откуда это слово взялось?
Возможно, такая постановка вопросов неправомерна, но тогда надо копать глубже и в другом месте, а главное, в другом времени. И пока учёные не в состоянии ответить на вопросы, которые может задать даже очень малограмотный человек, я буду считать себя вправе пытаться сделать это самостоятельно. Собака с помощью обоняния определяет намерение человека, хотя не может прочесть книгу, в которой опытными психологами изложено, как это делать. Кошка за тысячи километров найдёт свой дом без карты и электронных навигаторов, а мать на таком же расстоянии почувствует угрозу своему ребёнку, не пользуясь услугами секретных служб. Когда-нибудь наука откроет эти тайны. И хотя я уже далеко не юноша, и юношеский максимализм сменился старческим не буду рассказывать чем, я буду рассуждать. И делиться с теми, у кого износостойкость значительно выше моего IQ.
О мечте человечества
Сегодня, когда нарастающей лавиной уродливых социальных деформаций стало захлёстывать всю планету, я размечтался об участии в спасении человечества. Можно достичь любой цели, идя к ней маленькими, но планомерными шагами, если только в формулировке этой цели нет противоречий. Давно известно, что в правильной постановке задачи кроется её решение. Попробуем поставить такую задачу:
– все люди хотят быть счастливы и жить в справедливом обществе.
Но понятия счастья и справедливости имеют широкий диапазон колебаний. Для одних эти понятия могут рассматриваться только для всего живого на планете. Но так как наша биологическая составляющая зиждется на пожирании одного организма другим, задача осчастливить хотя бы эту категорию становится неразрешимой. Другие, напротив, жаждут крови, и без этого не могут ощутить себя счастливыми.
Пойдём напролом (или, как говорят теоретики, от обратного) и предположим, что каким-то чудодейственным образом нам удалось создать систему, где никто никого не убивает и не хочет этого делать, все любят друг друга от вируса до слона, живут счастливо, не зная ни боли, ни самой смерти. Понятно, что очень скоро в таком мире птицам негде будет летать, рыбам плавать, деревьям расти, а люди, прижавшись друг к другу, будут стоять с закрытыми ртами, чтобы не дай Бог не проглотить хоть одного комара-вегетарианца из стоячего плотного облака насекомых.
Допустим, до этого не дойдёт. Счастливое во всех отношениях общество, в котором беспрепятственно и поэтому быстро развиваются науки, откроет возможности изменить способы и даже формы жизни вплоть до расселения в параллельных мирах. Но это уже будут не те люди, за счастье которых мы собрались сейчас бороться. Они будут другими, у них будут другие интересы, и не исключено, что проблем будет не меньше. Становится очевидным, что нужен поиск той самой золотой середины, которая способна удерживать стабильным любой процесс, даже если он протекает в состоянии неустойчивого равновесия. И поиск этой золотой середины мы будем вести в недрах Мироздания. Как и ожидалось, вопрос снова вонзился в бесформенную и безвременную безначальность, где спрятаны секретные сведения о том, кто мы, откуда взялись, почему рождаемся и умираем, находимся ли мы под чьим-то контролем и в какой степени?
Слабонервных прошу покинуть аудиторию.
Теория Мира
Есть ли биография у математики
Представим себе телевизор. Включим новостной канал. Нет, мы и так напряжены, лучше что-то полегче – фильм ужасов. На экране телевизора мгновенно возникает движущаяся картинка с опредёлёнными свойствами: техническими характеристиками, такими, как яркость, насыщенность, частота кадров и др., психологической окраской, т. е. вызывающая смех, страх, чувство симпатии или антипатии к персонажам и актёрам и т. п. А теперь переключим канал. Всё мгновенно изменилось. Что произошло? Мы изменили частоту приёмника, и на экране возник другой мир. Мы знаем, что он не настоящий, что это лишь отражение реального или выдуманного людьми мира, его запись и воспроизведение с помощью оптики и электроники.
Переместимся к экрану компьютера, где мы являемся не только наблюдателями, но и в какой-то степени творцами. Теперь сами создадим картинку на экране: сфотографируем, скажем, себя, и выведем снимок в фоторедактор. В мгновение ока на экране возник ваш портрет. Откуда он взялся? С помощью определённых материалов, конструкторских решений, математических формул и мысли программистов мы воссоздали на экране картинку, являющуюся отображением реальной жизни.
Сначала картинку, затем видео, сначала плоское, затем – трёхмерное, а если заглянуть в недалёкое будущее, – сначала на экране, затем в пространстве, сначала реального мира, затем – виртуального, сначала, подчинённого нашему интеллекту, затем – созидающего самостоятельно. А когда мы придумаем математическую модель нового мира с его рождением и развитием и поместим его в некую пространственную капсулу, из которой регистрация нашего мира будет невозможна, новый мир будет озадачен теми же вопросами, что и мы.
Но пусть мы даже узнаем, что кем-то созданы, богами или инопланетянами, и увидим бесконечную иерархию миров, это не решит нашей задачи, не даст ответ на те же простые вопросы – откуда всё взялось, с чего началось. И вот здесь, в мелькании этих миров попробуем сделать стоп-кадр, остановиться в том месте, где зарождается простая, казалось бы, картинка – ваш портрет.
Портрет возник на экране монитора, потому что каждой ячейке экранной матрицы были переданы команды на приобретении этой ячейкой определённых свойств, задающих яркость и цвет. Откуда взялись эти команды. Условно, – они были получены из цифровой записи моего реального изображения и реального фона.
Теперь в фоторедакторе пририсуем на портрете усы.
Этот образ никогда не существовал в природе, хотя бы потому, что я никогда не носил усов.
Что произошло сейчас? Программист дал мне возможность создавать новый мир. Что же это за новый мир? Это математический код. Если его запомнить и набрать в другой раз, он снова покажет нам эту же картинку. А действительно ли эта картинка новая, не существовал ли этот код, или другими словами сочетание математических законов и цифр, раньше, до того, как мы его записали? |
нашему миру считываются в определённой последовательности, приблизительно, как кадры киноленты. Попробуем подобрать в бесконечном множестве законов математики такие, которые могут отобразить картину нашего мира. Построение Вселенной |
Назовём эту функцию законом времени №1 и проанализируем. Во-первых введём ограничения: будем рассматривать только положительную часть оси x, чтобы пока нам не стало не по себе раньше времени. Для этой же цели мы подняли синусоиду над осью x, иначе, нам пришлось бы говорить об обратном течении времени, что тоже несвоевременно. Итак, прямая x – это одномерное пространство, в разных точках которого время течёт по разному: где-то быстрее, где-то медленнее. Для наблюдателя, посланного из нашего мира с целью понять, как этот мир образуется, время течёт равномерно во всех координатах пространства. Если для соблюдения этого условия попытаться «выпрямить» синусоиду, то тогда деформируется пространство, оно изменит свои свойства. |
Здесь время течёт быстрее среднего значения в 2,5:1,5~1,67 раз. Это значит, что если некий условный объект перемещался при равномерном течении времени, которое соответствует на графике зелёной линии с ординатой 1,5, за одну секунду на n метров, то на синусоиде за эту секунду пройдёт 1,67 секунды, и следовательно, за одну секунду объект переместится только на n:1,66 метра пути, т. е. меньше, можно сказать, что он не успеет пройти n метров. Так же можно показать, что при минимальном значении, которое меньше среднего, объект переместится на большее расстояние, чем при средней скорости течения времени. Т. е. там, где время течёт быстрее, пространство растянется, станет разреженнее, а там, где медленнее – плотнее, сожмётся. Как при ускоренной съёмке – количество кадров в секунду меньше, а при замедленной – больше. |
Чтобы увидеть, как выглядит наше одномерное пространство, посмотрим на последний график сверху, другими словами, спроецируем его на ось x. |
И мы увидим, если конечно, сами станем одномерными, что некоторые области пространства стали плотнее, а некоторые разреженнее. |
Проекция функции p на ось x
Эти же приёмы применим к плоскости, т. е сначала растянем синусоиду в горизонтальную волнистую поверхность,
затем перпендикулярно в этой же плоскости наложим вторую волнистую простыню: z=0,5sin(x) + 0,5sin(y) + 1,5. Коэффициент 0,5 применяем для того, чтобы суммарная амплитуда не изменилась. С амплитудой нужно быть осторожными, чтобы график не пересёк нулевую линию, мы пока к этому не готовы.
И наконец, берём функцию, обратную этой суммарной объёмной синусоиде, и получаем функцию плотности,
напоминающую картонный лоток для яиц: 1,5/[0,5sin(x) + 0,5sin(y) + 1,5]
Первая функция, связанная с законом времени №1, располагалась в 2-х измерениях, а её проекция как раз и давала нам картину изменённого одномерного пространства. |
Теперь 3-х мерный яичный лоток (по закону №2) спроецируем на наше двухмерное пространство (плоскость) и увидим, что на плоскости появились круглые «язвы»: |
Сложив синусоидальные функции в трёх измерениях (при этом суммарная функция (закон №3) приобретёт вид 4-х мерного объекта, который я показать на бумаге или описать словами не смогу), и спроецировав обратную функцию закона №3 на трёхмерное пространство, мы вместе с наблюдателем увидим |
(как говорил герой «Мимино», – я так думаю) внезапно появившиеся плотные участки близкие по форме сферам (назовём их телами) в разреженном поле нашего трёхмерного пространства. |
Эта картина будет напоминать известную в нашем мире кристаллическую решётку некоторых твёрдых веществ, где в узлах сидят нервные узники, не имеющие возможности перемещаться. |
существует наверняка, потому что не может не существовать, как и цифра 5. Пока всё это под присмотром наблюдателя, у которого не так много работы, но уволить мы его всё ещё не можем, иначе, кто же расскажет нам о том, как материя образуется из ничего? |
Наш синус покрылся рябью более мелкого синуса, тот в свою очередь тоже покрылся прыщиками
ещё более «мелкой» функции и т. д. Сделаем трёхмерный график.
А затем проделаем все операции для получения трёхмерной проекции четырёхмерного графика. Запуск
|
по Дарвину, как угодно, но только надо запустить. «Архитекторы эластичной механики»
|
«Архитекторы эластичной механики»
Высота с подставкой 22 см. Бивень мамонта, эбен, 2008 г
Конечно, хорошо, когда ты сидишь у камина, попивая маленькими глоточками настоящий армянский коньяк, и в непринуждённой беседе с Гришей Перельманом делаешь открытие за открытием. Но где же взять настоящий армянский коньяк? Это мечты. Выдумывать придётся самому. Всё, что возможно – существует!
|
Суммирование законов времени даёт имитацию вращений, пульсаций, взрыва, зарождения разума и т.д. и эта имитация вовсе уже не имитация, а наша жизнь. Наблюдателя сокращаем, наблюдать будем теперь мы, сотканные из возможностей математики. Как же это произошло? Материя, пространство и время стали существовать потому, что математически это возможно. Вот вам и слово, которое было вначале, и мысли, которые материальны. Переходим к плану |
Главное, что разум, который вытек из наших рассуждений (не путать с вытеканием мозгов из головы), теперь способен вмешиваться в принятую нами в начале рассуждений комбинацию законов времени и пространства. Поэтому, не берусь даже предположить, осталась ли система Мироздания такой же стройной, какой её сделала математика, или же разные формы разума привнесли в неё такой же беспорядок, как мы на нашей планете. Ответа по поводу взаимодействия иерархий сознания я пока не придумал, но попробую извлечь какую-нибудь пользу снова из аналогии с компьютером.
|
где найдём не только законы нашего материального наличия, но и формулы любви и вдохновения, таланта и силы духа, а также некие математические корни пороков, которые научимся извлекать. Пороков, являющихся сегодня фундаментальной пороховой бочкой, на которой расположилась наша цивилизация. |